В неделю 5-ю Великого поста, Святая Церковь молитвенно воспоминает подвиг святой преподобной Марии Египетской. Божественную литургию в этот день возглавил ответственный за строительство игумен Алипий (Животиков).
Две недели отделяют нас от Пасхи, и евангельское чтение этого воскресного дня напоминает нам беседу Христа с учениками, в которой Он говорит о предстоящих страданиях и Воскресении: «Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк. 10, 33–34).
Тогда апостолы не поняли смысла этих слов: одни «ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (Мк. 10,32), другие просили Его дать им сесть «одному по правую сторону, а другому по левую» (Мк. 10,37), когда наступит Его «слава». И Христос еще раз говорит им, что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 45).
Эта беседа происходила на пути в Иерусалим, и «Иисус шел впереди их» (Мк. 10,32). Христос всегда идет впереди, и мы должны следовать за Ним. Во время поста мы много раз слышали Его призывы: «Иди за Мною» (Ин. 1,43), «Возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).
Образец следования за Христом мы видим в жизни преподобной Марии Египетской, память которой Церковь совершает в этот воскресный день. Великая подвижница подает нам пример искреннего обращения человека от греховного состояния к праведной жизни. Проводя блудную жизнь в Александрии, она, «чтобы больше предаваться разврату», отправилась в Иерусалим, но у храма Гроба Господня с ней произошло чудо. Сила Божия не допустила ее к святыне, вследствие чего вчерашняя блудница внезапно осознала свое греховное падение. Только молитва перед иконой Божией Матери дала ей возможность войти в храм и поклониться Кресту Христову. С чувством глубокого покаяния она уходит в пустыню, 47 лет проводит там в подвигах внутренней борьбы со страстями и достигает великой святости.
Какую огромную силу духа явила эта женщина! Какой пример самоотвержения мы видим в ее подвиге! Оставить все – друзей, веселье, удовольствия – ради Христа. В конце жизни она рассказала преподобному Зосиме, как боролась с греховными наклонностями: «Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить любимого вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды. Иногда у меня являлось желание петь песни, к которым я привыкла, и тогда я проливала слезы покаяния…».
В нашей жизни мы также найдем много греховного, если захотим подвергнуть ее духовной проверке. Сейчас идет Великий пост – время воспитания воли и воздержания от греха. Сколь важно для нас научиться управлять своими чувствами, ограничивать свои потребности, проявлять воздержанность по отношению к ближним, возлюбить Бога и стремиться жить по Его заповедям. Еще в раю Господь дал прародителям заповедь не вкушать плодов с древа познания добра и зла. Исполнение этой заповеди должно было развивать в них волю. Пока Адам и Ева не нарушали ее, они пребывали в единстве и внутренней целостности, и это приносило им радость полноты бытия. Но вкушение запретного плода полностью изменило наших прародителей: они утратили свое внутреннее единство, сердце их стало местом борьбы добра и зла. С тех пор все мы постоянно стоим перед выбором: поступить по правде или совершить грех. Людям стали приносить радость сиюминутные удовольствия, любовь оказалась распятой грехом, а добрые дела даются с трудом.
Пост, как и любой другой христианский подвиг, есть дело любви, требующее напряжения душевных и телесных сил, и от того, как мы относимся к нему, зависит многое в нашей жизни. Мы ждем Пасху, чтобы принять в свое сердце Воскресшего Христа или чтобы разговеться? Усиливается ли наш «плач» о грехах с каждым днем поста, задумываемся ли мы о делах неправды перед Богом и людьми, отказались ли мы хоть на время поста от осуждения, зависти, сквернословия и других пороков или только считаем, сколько осталось дней до того момента, когда можно будет разговеться, вкусить скоромной пищи, полакомиться куличом и пасхой? Дни поста должны приближать нас к Богу, а не просто тренировать нас в воздержании.
Христос идет на добровольные страдания ради спасения каждого из нас. И мы, подобно Марии Египетской, должны задуматься, в чем наша сегодняшняя жизнь не соответствует званию христианина – ученика и последователя Христова, что препятствует нам предстать Кресту Христову и воспринять дарованное Им спасение.
Стремление приобрести внутреннюю целостность, очистить душу от греха стало мотивом удаления преподобной Марии Египетской в пустыню. Мы не можем в полной мере последовать ее примеру – условия жизни и ежедневные обязанности не позволяют нам сделать это даже в дни поста, но мы можем и должны воспринять ее ревность о спасении и неприятие греха и идти вслед Христу. Если мы соединены со Христом «подобием смерти Его», «умерли для греха», то будем соединены с Ним «и подобием воскресения» (Рим. 6, 5–6).