Крестопоклонная неделя Великого поста приходится на его середину. За каждой из недель Великого поста закрепилось особое название, напоминающее то или иное событие, связанное со святыми великомучениками, митрополитами, чудотворцами, самим Иисусом Христом, Богородицей и Святой Троицей.
Названия передают особые отличия в церковных службах, в том, кому надлежит вознести молитву и поклониться. Также это связано с особыми духовными указаниями, воспринимая которые христиане должны объединиться в едином порыве, поддерживая друг друга делом и словом, пусть отражено оно будет только в молитве.
Воскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. Божественную литургию возглавил ответственный за строительство храма святого благоверного князя Андрея Боголюбского игумен Алипий (Животиков).
В cубботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно был вынесен Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого настоятель и прихожане храма совершили перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: “Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим”. Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.
Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.
Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются “крестопоклонными”. Начало традиции поклонения Кресту Господню было положено во времена первых христиан.