Подворье Патриарха Московского и всея Руси при храме Сретения Господня в Московском г. Москвы

Вербное воскресенье

В последнее воскресенье перед Пасхой, которое в народе называют Вербным, вспоминается вход Господень в Иерусалим. В этом году Вербное воскресенье отмечается 12 апреля.

Этот день — наивысший момент земной, человеческой славы Христа: люди приветствовали Его, как царя, устилая Его путь одеждами и пальмовыми ветвями. Однако впереди было не земное торжество, а предательство ученика, страдания, смерть, и наконец — великая победа над смертью, во многом изменившая ход истории для всего человечества.

Христос знал, что его ждет, но знал и то, что Он должен пострадать за грехи людские и искупить их. Поэтому Он пошел в Иерусалим. И его вход в город был не просто торжественным, но и глубоко символичным.

В Евангелии рассказывается, что апостолы, по велению Иисуса, взяли в Вифании молодого ослёнка и ослицу, и Иисус Христос въехал в Иерусалим верхом на осле.

Накануне этого произошло невиданное чудо — воскрешение из мертвых Лазаря, и народ, прослышавший об этом, встречал Его, как царя: на дорогу стелились одежды и бросались пальмовые ветви.

По иудейскому обычаю, пальмовая ветвь -это символ чистоты, праведности, пальмовыми ветвями чествовали победителей. Иисуса встречали ими, признавая Его Мессией.

Слышны были восклицания: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» Так кричали дети, и это напомнило всем присутствовавшим пророчество о том, что хвала Господу совершится «из уст младенцев». Фарисеи испуганно попросили: «Скажи им – пусть замолчат», на что Иисус ответил: «Если они умолкнут, камни возопиют». Поэтому Вербное воскресенье считается отчасти детским праздником.

Ослик был выбран не случайно: по восточным обычаям, въезд царя в город на осле — символ мира, а на коне — символ войны.

Христос тем самым показывает, что желает Иерусалиму мира. Именно на осле Иисус с родителями в младенчестве бежал от воинов Ирода в Египет.

Войдя затем в Иерусалимский храм, Иисус опрокинул столы торговцев, продававших сувениры, обереги и скот, прекратив их торговлю со словами: «Написано — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». В этот же день Христос исцелял слепых и хромых.

Однако триумф был недолог. Его чествовали как Царя, но земного, а Он пришел Царем небесным. Даже ученики были уверены, что Иисус идет занять трон, ждали богатства и победы над земными врагами, а Он шел на Крест… Иисус действительно пришел сокрушить врага, но не земного: Он победил страдание и смерть, открыл двери ада, дав всем возможность спастись.

Иерусалим не был готов понять это, и крики «Осанна!» очень скоро, через несколько дней, сменились криками «Распни!».

И в наши дни христиане, чествуя в этот день Спасителя, в то же время находятся в ожидании наступления Страстной недели.

С IV века Вход Господень в Иерусалим отмечается как большой праздник христианами всех конфессий, называется он также Неделя ваий (пальм). Но в наших широтах не только не растут пальмы, но и любых зеленых ветвей в эту весеннюю пору еще обычно не встретить. Поэтому издавна в России и других «северных» странах заменяли пальмовые ветви веточками вербы – ее пушистые шарики как раз в эту пору покрываются золотистым цветом. А сам праздник в народе получил название Вербного воскресенья.

В наши дни верующие освящают в храме веточки вербы — в память о тех далеких событиях.

Верба, заменяющая сегодня пальму – это символ встречи Спасителя. Во время всенощного бдения молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви, цветы и зажжённые свечи. Как правило, в этот день даже погода бывает ясной!

На утрене читается особая молитва на благословение «ваий»: «Владыко и нас по подражанию онех, в предпразднственный сей день, ваиа и ветви древес в руках носящих соблюди и сохрани». После этого вербы окропляются святой водой. У православных христиан есть традиция хранить освящённые вербы в течение всего года, обычно рядом с иконами.

Вербное воскресенье – преддверие трагических дней Страстной седмицы. Но в то же время это предчувствие близкой Пасхи, ожидание светлого Воскресения.

Добавить комментарий