14 августа Русская Православная Церковь отмечает праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Зарождение этого праздника относится к IX веку, а на Руси отмечать его стали с конца XV века. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
Совершая празднество в честь Креста Господня, Православная Церковь возносит усердные молитвы к Господу о том, чтобы Он силою Креста Своего ограждал верующих от всех врагов видимых и невидимых на всех путях земной жизни. По принятому ныне в Русской Церкви чину, 14 августа до или после литургии совершается малое освящение воды. По традиции, вместе с освящением воды совершается освящение меда (с этого дня благословляется вкушение его нового сбора). Поэтому в народе праздник получил название «Медовый Спас» – так как в этот же день отмечается Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, установленное по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Святого Креста во время сражений Святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами.
Святой Симеон Солунский писал: «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда, подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте. Так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее Сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас».