13 октября Церковь молитвенно почитает первого митрополита Киевского святителя Михаила (+992 г.)
Он прославился тем, что крестил 12 сыновей князя Владимира, бояр и киевский народ, который собрался для этого на Днепре. Святитель Михаил начал заботиться об уничтожении языческих суеверий. Он обходил Русские земли, ревностно проповедовал Евангелие. Построил Киево-Златоверхо-Михайловский монастырь и основал Киево-Межигорскую обитель.
Сегодня на богослужении прозвучало Евангельское зачало от Иоанна, в котором говорилось о том, что Господь – есть «дверь».
Господь рассуждает о том, что есть пастырь, а есть наемник. И благодаря пастырю овцы созидаются. Они находятся в некотором единстве и идут за пастырем, который усердно за ними следит. Наемник, в отличие от пастыря, меньше беспокоится об овцах. И, когда приближаются волки, он бросает скот и убегает.
“Дверь”, о которой говорил Господь в сегодняшнем Евангельском чтении, по толкованию Святых Отцов, – это Он. И тот, кто в Нее входит, это те люди, которые принимают Церковь как истинное спасение.
И есть пастыри и наемники. Пастыри, как правило, – те духовные Отцы, которые ведут Церковь и помогают людям обрести спасение. Но среди пастырей бывают и наемники. Они искренне считают, что тоже могут быть пастырями и движутся в верном направлении, но в действительности ведут по ложному пути. Из-за этого и появляются ереси, расколы.
“Братья и сестры, Господь, – это пастырь. Ни в коем случае не наемник, поскольку Господь всегда рядом с нами. Он всегда идет и держит нас за руку, а в сложные времена берет нас на свои руки и несет на них.”, – пояснил Отец Михаил.
Господь не просто так называет себя “дверью” в сегодняшнем Евангельском чтении, поскольку в древности пастухи, как правило, уходили далеко со своими стадами. Настолько далеко, что в тех местах не было цивилизации. И для того, чтобы спрятать свое стадо, они загоняли его в пещеру, а сами ложились при входе для сна. И, таким образом, сам пастырь был дверью и не пропускал хищников, которые могли покуситься на его скот.
«Также и Господь, братья и сестры. Он ложится при дверях, для того чтобы защитить нас от всех невзгод и тех напастей, которые нас окружают. Если мы обращаемся к нему, идем в Его пещеру и ночуем вместе с ним, в Его единении, тогда мы и соединяемся с Ним через Таинство, через посещение Церкви, через восприятие святых Его Божественных слов», – дополнил Отец Михаил.
Неспроста, братья и сестры, сегодня прозвучало еще одно зачало Евангелия, в котором Господь говорит о том, что не стоит прощать и любить только тех, кого мы любим, и тех, кто нам близок. Ведь язычники тоже так поступают. Поэтому нужно не забывать прощать и любить своих врагов. Тех, на кого мы смотрим с недоумением, непониманием и кого мы считаем своими недругами. Не зря Господь наш Иисус Христос провозгласил в Нагорной проповеди: “..любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас..”
«Поэтому сегодняшнее Евангельское чтение, с одной стороны, бодрит нас и дает нам трезвость разума о том, что спасение у нас только в Господе. И он есть “дверь” нашего спасения. А с другой стороны, эта бодрость разума подкрепляется еще и тем, что Господь показывает пример жизни во всепрощении и взаимном общении и дружбе со своими врагами. Так, братья и сестры, давайте прислушаемся все вместе к сегодняшнему Евангельскому чтению и будем следовать за Христом. Аминь.», – этими воодушевляющими словами Отец Михаил закончил свою проповедь.
После Божественной Литургии совершили водосвятный молебен с акафистом святому благоверному князю Андрею Боголюбскому.
И завершили Богослужение заупокойной литией, на которой молитвенно почтили память всех усопших православных христиан.
Сегодня было особенно радостно оттого, как много людей пришли помолиться и побыть в уединении с Богом. Как много было тех, кто остался на молебен, кто подпевал вместе с хором.
Благодарим Вас, дорогие братья и сестры, за совместный труд!
С Праздником!
Храни Вас Господь.